Белые медведи на заброшенной полярной станции: история и фотографии Дмитрия Коха

На планете есть всего несколько мест, где можно встретить полярных медведей в большом количестве. Обычно они проводят время на льдинах вдали от суши. Некоторые зоологи, хотя это и не общепринято, даже классифицируют их как морских млекопитающих, ведь между пальцами передних лап у них плавательные перепонки. Однако эти идеально приспособленные к арктическим условиям животные обитают не только на дрейфующих и припайных льдинах. Одно из их местожительств – остров Врангеля, находящийся под охраной ЮНЕСКО, который часто называют «роддомом» полярных медведей. Этот труднодоступный для туристов природный заповедник и привлек внимание фотографа-натуралиста Дмитрия Коха.


Дмитрий Кох вместе с командой отправился в экспедицию до острова Врангеля на север Чукотки на маленькой парусной яхте ледового класса. Они проплыли приблизительно 2000 км по берегу с остановками в безлюдных бухтах, запечатлевая серых и горбатых китов, морских котиков и тюленей. В водах Чукотского моря жизнь казалась будто бы неземной. Проходили дни и недели, а вместе с ними менялись и пейзажи: тундра, горные массивы, черные галечные пляжи. В один из дней, предвещавших плохую походу, на подступе к острову Врангеля капитан причалил к маленькому островку Колючин. Главным образом, чтобы не попасть в шторм.


Необитаемый уже 30 лет Колючин стал для путешественников настоящим подарком судьбы. Немного истории: в 1934 году главным управлением Северного морского пути здесь была организована полярная станция «Остров Колючин». Первоначально ее оборудовали на мысе Дженретлен, но уже в 1943-м на ледоколе «Иосиф Сталин» переправили именно на Колючин. Отсюда поступали наблюдения и передавались гидрометеорологические сводки. 4 февраля 1992 года станция «Остров Колючин» была закрыта. Отбыл на большую землю и ее последний начальник и гидрометеоролог, Алексей Спасскин. Несмотря на заброшенность, деревня осталась в относительной цельности. Именно там Дмитрий Кох открыл нечто удивительное, различив сквозь дождь и туман движение возле домов.

Полярные медведи! В бинокль было видно, как они заинтересовано выглядывают из окон, ходят вокруг домов и бочек. В поле зрения было около 20 животных, в основном самцов. Пришвартовываться на острове было опасной затеей, но, к счастью, сделать фотографии полярных медведей удалось с помощью дронов. Дмитрий уточняет, что это был дрон со специальными малошумными пропеллерами:

«Я также применял некоторые трюки, которые позволяли не тревожить животных. Спустя некоторое время медведи и вовсе стали игнорировать необычное жужжание».


Позже он расспросил одного из главных экспертов по полярным медведям, биолога, исследователя Чукотки и фотографа Анатолия Кочнева о любви этих животных к оставленным людьми местам. Сам Анатолий Кочнев прожил два месяца в окружении белых медведей (подробнее:https://holod.media/2020/09/05/kochnev/) и с островом Колючин хорошо знаком. Как рассказал биолог, во-первых, полярные медведи по своей природе очень любопытны и норовят при возможности пробраться сквозь незакрытые окна и двери. А во-вторых, животные используют дома как средство защиты от местных людей, которые на них традиционно охотятся. Однако любопытно, что медведи очень редко появляются на острове в таком количестве. И никто до конца не понимает, почему они решили поселиться на заброшенной полярной станции, а не отправиться дальше на север на плавающих льдинах.

Фотоснимки с Колючина облетели весь мир, о них написали The Guardian, Daily Mail и десятки других авторитетных СМИ. Конечно, запечатлелся «медвежий поселок» не только на фотографиях, но и в памяти фотографа. Уже спустя несколько месяцев после экспедиции Дмитрий вспоминает:

«Засыпая, я по-прежнему иногда вижу полярных медведей в окнах заброшенных домов. Смотря на главное фото в моей жизни на данный момент – его назвали «Дом медведей» – я думаю, что рано или поздно все созданное человеком на Земле прекратит свое существование. Дома, автомобили, компьютеры – всему придет конец, и только жизнь – вечна. Медведи продолжат охотиться, плавать среди льдин и открывать новые острова. Но только в том случае, если мы наконец начнем заботиться о планете и ее обитателях».