Как подключить IP-телефонию в офисе с нуля

Как с нуля подключить IP-телефониюIP-телефония или интернет-телефония - это вид телефонной связи, в которой телефонный звонок преобразуется в цифровой сигнал. Услугу используют малые, средние и крупные компании. Преимущества интернет-телефонии перед традиционной:

  • более дешевая связь;
  • быстрая установка;
  • больше функций и возможностей.

Варианты организации IP-телефонии

IP-телефония бывает:

  • аппаратная (офисная мини-АТС);
  • облачная (виртуальная АТС).

В первом случае сервером может выступать ПК, ноутбук, у которых должны быть выход в Интернет и установлено соответствующее программное обеспечение. Также может выступать в роли сервера аппаратная мини-АТС. К серверу подключаются внутренние телефоны сотрудников и присваиваются каждому устройству уникальный короткий номер. Посредством Интернет и сервера мини-АТС с городских и мобильных телефонов можно дозвониться на номера компании: основные и добавочные. Принцип работы виртуальной АТС аналогичен, отличается только расположением сервера - он удаленный и находится у компании-провайдера. В таком случае все звонки клиентов поступают на SIP-сервер провайдера, а с него через Интернет на внутренние телефоны предприятия: софтфоны, аппаратные IP-телефоны. Преимущества виртуальной АТС перед офисной:

  • не требуется помещение под серверную;
  • обойдётся дешевле, чем покупка оборудования для офисной АТС;
  • удобно при переезде офиса.

Минусы ВАТС:

  • недоступны некоторые функции;
  • меньшая емкость системы;
  • данные о звонках хранятся у оператора.

Выбор провайдера

Облачная IP-телефония - это услуга, которую предоставляют компании-провайдеры. В случае подключения офисной АТС провайдер берет на себя обязательства лишь по доставке, настройке оборудования и по предоставлению услуги. При подключении облачной АТС оператор сам занимается обслуживанием оборудования.

Выбирая оператора, нужно учитывать качество связи, тарифы (ставка по тарифу или оплата за минуты разговора), наличие тех или иных функций. Базовый функционал, который должен предоставлять оператор: виртуальные номера, запись приветствия или IVR-меню, умная переадресация, статистика и отчеты по звонкам.

Крупнейшие компании, предоставляющие услуги виртуальной IP-телефонии в России:

  • Mango Office;
  • 1АТС;
  • Zadarma;
  • ТелеСтор;
  • Ростелеком;
  • Sipnet.ru.

Отличают услуги этих операторов функционалом, тарифами. Например, IP-телефония для бизнеса 1АТС работает без абонентской платы, а цена на звонки до 1,8 руб/мин.

Подбор оборудования

Для работы IP-телефонии через мини-АТС нужны:

  • роутер и/или модем;
  • сервер (ПК или ноутбук) с ПО;
  • коммутаторы;
  • устройства связи.

Последними могут выступать компьютеры, смартфоны, стационарные или IP-телефоны.

Для работы облачной АТС достаточно купить IP-телефоны для офиса на 1ats.ru или установить SIP-клиенты на смартфоны, компьютеры.

Очевидна разница в количестве оборудования для офисной и облачной АТС.

Подключение и настройки IP-телефонии

Рассмотрим в общих чертах, как подключается оба варианта. Организация виртуальной АТС занимает не более часа. Всё, что нужно сделать для подключения - зарегистрироваться на сайте провайдера, выбрать тариф, оплатить его и скачать бесплатное программное обеспечение.

В случае с офисной АТС всё сложнее, необходимо:

  • заказать специальное оборудование;
  • установить и проверить его (тестирование оборудования входит в стоимость у некоторых провайдеров);
  • подключить устройства связи;
  • скачать необходимое ПО;
  • настроить сеть.

Сама настройка в общих чертах происходит так:

  • установить программное обеспечение на сервер с диска, что идёт в комплекте. При необходимости перезагрузить ПК и запустить программу;
  • в настройках выбрать «Добавить офисную АТС»;
  • заполнить поля «Адрес сервера», «Название», «Логин», «Пароль»;
  • дать устройствам внутренние номера для переадресации.

В среднем установка и настройка IP-телефонии в офисе занимает от 1 до 6 дней.

Программное обеспечение

Для работы IP-телефонии необходимо программное обеспечение, чтобы настроить входящие и исходящие звонки. Скачать его можно в общем доступе. Самое популярное ПО для работы АТС - Asterisk, бесплатная программа с большим функционалом и открытым кодом. Нередко используются FreeSWITCH, OpenSIPS и Kamailio. У выбранного ПО должны быть:

  • открытый код;
  • поддержка операционной системы сервера;
  • поддержка переадресации на сотовые, смартфоны.

Для базовой работы АТС вполне хватит ПО провайдера и Asterisk.

Что делать со старым аналоговыми телефонами

Чтобы сэкономить на покупке оборудования, можно использовать аналоговые телефоны. Для этого достаточно приобрести VoIP-шлюз или аналоговый адаптер. Они преобразуют цифровой сигнал в аналоговый и наоборот. Минусы этого способа в том, что классические телефоны лишены большинства функций IP-аналогов.

Стоимость внедрения IP-телефонии

Стоимость внедрения IP-телефонии зависит от вида услуги - офисная или облачная, а также от наличия у пользователя необходимого оборудования.

Так, например, подключение IP-телефонии в офисе с нуля обойдется в 42-76 тысяч рублей. В эту сумму входит проведение интернета, покупка и подключение роутера/модема, покупка, установка и тестирование сервера (сервером может быть специальное оборудование или обычный ПК) и устройств для связи с клиентом (несколько IP-телефонов или компьютеров с гарнитурой), а также цена за саму услугу. Стоимость может отличаться в зависимости от количества и цены на оборудование.

Внедрение облачной АТС обойдется в 50-250 рублей - столько требуют компании за предоставление услуги ВАТС. Эта цена с учетом, что у пользователя уже есть ПК, планшет или ноутбук с выходом в интернет.

IP-телефония - это выгодное решение для бизнеса. Стоимость звонков через интернет дешевле, чем сотовая и городская связь, а дополнительные функции и возможности позволяют существенно сэкономить и оптимизировать работу компании.